• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color
Настройки отображения экрана
Главная arrow Все рубрики номера arrow РСО-Алания arrow НК № 15 (2015г.) Легендарному Марлену Хуциеву — 90лет!
НК № 15 (2015г.) Легендарному Марлену Хуциеву — 90лет! Версия для печати Отправить на e-mail
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 

5 октября глава республики Тамерлан Агузаров встретился с легендарным Марленом Хуциевым. Знаменитый кинорежиссер, сценарист, педагог, народный артист СССР находится в Северной Осетии с рабочим визитом — в Кармадонском ущелье он снимает один из эпизодов своего нового художественного фильма «Невечерняя».

4 октября Марлену Мартыновичу исполнилось 90 лет. И этот знаменательный юбилей Хуциев, находясь в отличной форме, отметил в кругу североосетинских коллег на земле Осетии, куда он с удовольствием приехал в очередной раз.

Тамерлан Агузаров тепло приветствовал ветерана советского, российского кинематографа, назвав его мастером кино мирового уровня. Поздравил гостя с днем рождения, поблагодарил за то, что именно во Владикавказе он отметил свое девяностолетие — знаковую дату не только для России и Осетии, но и для всего мира. В связи с этим руководитель республики по поручению председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева передал юбиляру приветственный адрес и поздравления с девяностолетием.

«Я сам не киновед, но образность, правдивость, метафоричность ваших фильмов общеизвестна. Глубина, умение эмоционально донести до зрителя замысел, раскрыть сложные характеры своих героев — эти качества присущи вашему кинематографическому творчеству. Ярким примером этому является снятая вами всенародно любимая кинолента «Весна на Заречной улице», которую отличает неповторимая поэтическая интонация и тонкая манера сопереживания героям, а также любовь к Родине и тревогу за ее судьбу», — сказал Глава Северной Осетии.

Тамерлан Агузаров поблагодарил режиссера и за то, что свой новый фильм он решил снимать в нашей республике, в одном из ее красивейших ущелий и выразил уверенность, что «это опять будет не просто фильм, а большое кино».

Марлен Мартынович в свою очередь поделился впечатлениями о пребывании съемочной группы в Северной Осетии. Отметил, что съемки эпизода проходят замечательно, и что для этого коллеги из республики создали все необходимые условия. В основе фильма «Невечерняя» лежит история взаимоотношений его главных героев — писателей Толстого и Чехова — непростой и отчасти драматичной. Как отметил сам Хуциев, это кино, пронизанное глубокой философией, скорее не для широкого проката, а для тонких ценителей киноискусства.

В разговоре с Тамерланом Агузаровым Марлен Хуциев в шутку заметил, что часто его называют осетином. «И хотя я родом из Грузии и по национальности грузин, никогда не отрицаю, что я из осетин — благороднейшей, красивой нации», — сказал режиссер.

За вклад в развитие отечественного кинематографа Тамерлан Агузаров присвоил Марлену Хуциеву почетное звание «Народный артист РСО-Алания».

Во встрече приняли участие врио вице-премьера РСО-Алания Леонид Кесельбренер, министр культуры РСО-Алания Мадина Атаева, экс-министр культуры республики Фатима Хабалова, кинорежиссеры Вячеслав Гулуев и Аким Салбиев.

 

*  *  *

Марлен Мартынович Хуциев родился 4 октября 1925 года в Тифлисе (ныне — Тбилиси, Грузия) в семье коммуниста-революционера Мартына Левановича Хуциева (Хуцишвили) и актрисы Нины Михайловны Утенелишвили.

Школьные годы Хуциева прошли в Москве, но после того как в 1937 году был репрессирован его отец, он с матерью вернулся в родной Тбилиси. По окончании школы пробовал поступить в Тбилисскую академию художеств, но не прошел по конкурсу. Когда началась Великая Отечественная война, Марлен Хуциев не попал на фронт по состоянию здоровья. Кинокарьера Хуциева началась в 1944 году: он стал работать ассистентом художника комбинированных съемок на Тбилисской киностудии. В 1945 году, после окончания войны, Марлен Хуциев приехал в Москву и поступил во ВГИК на факультет режиссуры (мастерская И. А. Савченко), который окончил в 1950 году. Однокурсниками Хуциева были актеры Александр Алов, Алексей Коренев и режиссеры Владимир Наумов, Сергей Параджанов, Юрий Озеров и Феликс Миронер. Дипломной работой молодого режиссера стала короткометражка «Градостроители».

После выпуска из института Хуциев некоторое время был помощником режиссера дубляжа на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Максима Горького, а в 1955 году был приглашен вторым режиссером на съемки фильма «Ляна» Бориса Барнета, у которого еще студентом проходил практику. В 1955 году Хуциев поступил на работу режиссером-постановщиком на Одесскую киностудию, где в 1956 году в сотрудничестве со своим однокурсником Феликсом Миронером снял свой первый полнометражный фильм «Весна на Заречной улице».

История отношений учительницы из школы рабочей молодежи Татьяны Сергеевны Левченко и сталевара Саши Савченко, роли которых сыграли Нина Иванова и Николай Рыбников, имела оглушительный успех — фильм посмотрели более 30 миллионов зрителей. Успех первой картины закрепила драма «Два Федора» (1958), рассказывающая о солдате, вернувшемся домой с фронта. Главная роль — Федора-большого — стала актерским кинодебютом для никому тогда не известного Василия Шукшина.

В 1959 году Хуциев вернулся на киностудию имени Горького в качестве ассистента режиссера. После XX съезда КПСС, на волне хрущевской «оттепели», Хуциев в 1962 году снял фильм «Застава Ильича», ставший одним из символов поколения «шестидесятников», сценарий к которому был написан им в соавторстве с Геннадием Шпаликовым, тогда еще учившимся на сценарном факультете ВГИК.  Из-за того что картину раскритиковал сам Хрущев, она вышла на экраны через два года в урезанном и измененном виде и под другим названием — «Мне двадцать лет». Цензорские «ножницы» вырезали из картины одну из ключевых сцен — непостановочные съемки выступления Беллы Ахмадуллиной, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, Евгения Евтушенко и Булата Окуджавы на поэтическом вечере в Политехническом музее.

В первоначальном виде лента увидела свет более чем двадцать лет спустя — в 1988 году. Тем не менее фильм был по достоинству отмечен современниками: в 1965 году на Венецианском международном кинофестивале «Застава Ильича» получила специальный приз жюри, а на МКФ европейского кино в Риме — премию «Золотая пластина». В 1965 году Хуциев стал режиссером киностудии «Мосфильм», где проработал долгие годы. Следующую свою картину, драму «Июльский дождь», Хуциев снял в 1966 году, после чего стал пробовать себя в качестве театрального режиссера, поставив на сцене театра «Современник» спектакль по пьесе Артура Миллера «Случай в Виши».

Испытать свои силы в качестве актера Хуциев решился в 1968 году, снявшись в комедии «Золотой теленок» по одноименному произведению Ильи Ильфа и Евгения Петрова (сцена не попала в фильм) и музыкальном трагифарсе «Интервенция», где он исполнил роль главнокомандующего войсками Антанты. В вышедшей через год картине «Гори, гори, моя звезда» Хуциев предстал перед зрителями в роли кавказского князя, сражавшегося с белогвардейцами против красных.

С 1968 по 1972 год Марлен Хуциев был художественным руководителем творческого объединения «Экран» центрального телевидения, успешно совмещая административную работу с творчеством: в 1970 году на телеэкраны страны вышла его картина «Был месяц май» — по признанию многих критиков и зрителей, один из лучших фильмов о Великой Отечественной войне, а в 1971 году — документальная лента «Алый парус Парижа».

В 1978 году Хуциев вновь стал «вгиковцем», но теперь уже не студентом, а преподавателем: он возглавил мастерскую, а затем, в 1987 году, кафедру режиссуры игрового кино. Из режиссерской мастерской профессора Марлена Хуциева вышло пять выпусков, а многие из его бывших студентов успешно трудятся в кино и на телевидении. Перерывы между съемками следующих картин режиссера составляют около десяти лет: документальная картина «И все-таки я верю...», начатая Михаилом Роммом и завершенная его учениками Элемом Климовым, Германом Лавровым и Марленом Хуциевым, вышла в 1974 году; камерная постановка о семейных отношениях «Послесловие» — в 1983-м, философская драма «Бесконечность» — в 1992-м, а фильм «Люди 1941 года», в основу которого легли кадры военной кинохроники, был закончен в 2001 году.

В середине 2000-х годов вместе с сыном Игорем, также выпускником режиссерского факультета ВГИК, Хуциев начал писать пьесу о двух великих русских писателях — Антоне Павловиче Чехове и Льве Николаевиче Толстом. Со временем пьеса стала сценарием фильма «Невечерняя», работа над которым началась в 2007 году и продолжается до сих пор.

Хуциев — президент Гильдии кинорежиссеров России с момента ее образования в 1989 году, действительный член Российской академии гуманитарных наук, почетный член Российской академии художеств, академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России, президент Международного правозащитного кинофестиваля «Сталкер». 19 декабря 2008 года Марлен Хуциев был избран председателем Союза кинематографистов России, но уже в марте 2009 года Пресненским судом Москвы его избрание признано незаконным. Это решение продолжает оспариваться в судебном порядке.

 

Интересные факты о Марлене Хуциеве

— Главному герою одного из своих самых известных фильмов «Весна на Заречной улице» Хуциев дал фамилию Савченко — в честь своего педагога Игоря Савченко, курс которого он закончил во ВГИК.

— В 1979 году Марлену Хуциеву довелось сыграть в фильме про человека, в честь которого он получил свое имя («Марлен» — образовано от «МАРкс» и ЛЕНин») — в биографическом фильме Льва Кулиджанова «Карл Маркс. Молодые годы».

— В фильме «Застава Ильича» («Мне двадцать лет») снялись будущие известные режиссеры и сценаристы Наталия Рязанцева, Александр Митта, Андрей Кончаловский и Андрей Тарковский.

— В телефильме «Был месяц май» одну из ролей сыграл выдающийся отечественный кинооператор, фронтовик Петр Тодоровский.

 

Фильмография

Режиссер

«Невечерняя» (2007–2011), «Люди 1941 года» (2001), «Бесконечность» (1992), «Послесловие» (1983), «И все-таки я верю…» (1974), «Алый парус Парижа» (ТВ) (1971), «Был месяц май» (ТВ) (1970), «Июльский дождь» (1966), «Мне двадцать лет» («Застава Ильича») (1964), «Два Федора» (1958), «Весна на Заречной улице» (1956), «Градостроители» (1950).

Сценарист

«Невечерняя» (2007), «Люди 1941 года» (2001), «Бесконечность» (1992), «Послесловие» (1983), «Июльский дождь» (1966), «Мне двадцать лет» («Застава Ильича») (1964), «Улица молодости» (1958).

Актер

«Карл Маркс: молодые годы» (сериал) (1979), роль Луиса Бланка;

«В день праздника» (1978), роль Рамзеса;

«Гори, гори, моя звезда» (1969), роль князя;

«Интервенция» (1968), роль главнокомандующего;

«Золотой теленок» (1968), роль Гигиенишвили, бывшего князя (эпизод в фильм не вошел).

rso-a.ru, vokrug.tv

 

 

Добавить комментарий

Не допускается нецензурная речь, оскорбления авторов статей и владельцев сайта

Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Опросы

Ваша оценка киносценария "Аланский Стратиг"

Внимание

Редакция газеты «Народы Кавказа» доводит до сведения читателей о том, что на 2 полугодие 2015 года и 1 полугодие 2016 года подписка на нашу газету будет осуществляться только через Редакцию газеты. Подписка через «Межрегиональное Агентство» и «Агентство подписки и розницы» не производится.

Календарь

 April 2017 
MoTuWeThFrSaSu
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Экспорт новостей