• Narrow screen resolution
  • Wide screen resolution
  • Auto width resolution
  • Increase font size
  • Decrease font size
  • Default font size
  • default color
  • red color
  • green color
Настройки отображения экрана
Главная arrow Все рубрики номера arrow Закавказье arrow НК № 15 (2015г.) Армянский режиссер получил награду за вклад в мировую кинематографию
НК № 15 (2015г.) Армянский режиссер получил награду за вклад в мировую кинематографию Версия для печати Отправить на e-mail
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 

С 27 октября по 1 ноября в чешском городе Йиглава проходил 19-й международный фестиваль документального кино. Армянский кинорежиссер-документалист, сценарист, актер, заслуженный деятель искусств Армянской ССР Артавазд Пелешян удостоен премии за вклад в мировой кинематограф.

 

«Для меня большая честь получить эту престижную награду, и я хочу выразить благодарность фестивалю и городу Йиглава», — сказал Артавазд Пелешян.

Артавазд (Артур) Пелешян родился 22 февраля 1938 года в городе Ленинакан Армянской ССР (ныне Гюмри). В 1963–1968 учился на режиссерском факультете ВГИК.

Уже первые же поставленные им короткометражные фильмы — «Горный патруль», «Земля людей» и «Начало» — принесли ему не просто известность, но славу: им давали призы, специалисты обсуждали его уникальный монтаж, игравший важную роль, поскольку нередко большая часть фильмов Пелешяна была сделана на архивном материале. Его монтаж вызывал в памяти стихи, а не привычную структуру и ритмику документального кино. По словам режиссера, интересом к законам киноязыка он был обязан своему учителю Леониду Кристи. Хотя ранние работы Пелешяна чем-то напоминают фильмы С. Эйзенштейна и Д. Вертова, однако и киноведы, и зрители практически сразу же почувствовали, в чем отличие: то, что казалось сходством, было чисто внешним, а по сути они были диаметрально противоположны друг другу, в них использовались принципиально разные кинематографические средства.

В 1969 вышел в свет фильм «Мы» (по названию поэмы одного армянского поэта, которое встречалось в дневниках Вертова), построенный на энергичной, стремительной музыке Арама Хачатуряна. Фильм сразу стал популярным.

Его произведения о вечном, все — через человека о человечестве. «Когда я называл фильм „Мы“, я имел в виду армянский народ, но и он лишь часть куда большего „Мы“», — утверждает автор. И так продолжалось в любой работе, будь то «Осенняя пастораль», «Времена года», «Наш век», «Жизнь». Когда его спросили, о чем фильм «Времена года», Пелешян ответил: «Обо всем. Не только о временах года или людях, но обо всем». Режиссер Л. Гуревич говорил о нем: «Высокопочитаемый и любимый мною мастер Артавазд Пелешян в жизни молчалив, горд, склонен к самоуглубленности, одиночеству. И его фильмы полны этой мощной самодостаточности, эпического самостояния, им правят идеи, но не персоны, не личности».

Пелешян вошел в историю кино не только как практик изобретенного им метода, который он назвал «дистанционным монтажом», но и как теоретик, продвинувший развитие теории монтажа, начатое Вертовым и Эйзенштейном. Это открытие и позволило ему делать, по образному выражению Сергея Муратова, «кино в степени кино».

По словам Пелешяна, в отличие от принципов монтажа Вертова и Эйзенштейна, которые связывали и обыгрывали «смежные кадры», что порождало у зрителя различные ассоциации и символы, он предпочитал ставить необходимые кадры не рядом, а далеко друг от друга. При этом, утверждал режиссер, «на дистанции» эти кадры, сопровожденные звуком, функционировали не только лучше, но и сильнее воздействовали на зрителя.

Четко выстраивая теоретическую базу, режиссер шел от чувства. Он утверждал, что свойство художника — не следовать сформулированным принципам, а, наоборот: на материале уже созданного произведения искусства понимать, каким образом оно получилось таким, а не иным. Пелешян утверждал, что открыл новые возможности в природе самого кино, что они жили и живут в сущности кинематографа как такового, он же только реализовал их на пленке.

Артавазд Пелешян — автор ряда теоретических работ о кино, которые переведены на многие языки. Они собраны в знаменитой книге «Мое кино», ставшей новым шагом в развитии кинотеории. «Времена года» (1975) — наиболее известная лента режиссера.

 

Добавить комментарий

Не допускается нецензурная речь, оскорбления авторов статей и владельцев сайта

Защитный код
Обновить

< Пред.   След. >

Опросы

Ваша оценка киносценария "Аланский Стратиг"

Внимание

Редакция газеты «Народы Кавказа» доводит до сведения читателей о том, что на 2 полугодие 2015 года и 1 полугодие 2016 года подписка на нашу газету будет осуществляться только через Редакцию газеты. Подписка через «Межрегиональное Агентство» и «Агентство подписки и розницы» не производится.

Календарь

 April 2017 
MoTuWeThFrSaSu
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Экспорт новостей